Советы дефектолога

Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.
свернуть

Фонематический слух - основа правильной речи

Когда следует обратиться за помощью к учитель-дефектологу

 

Если в 3 – 3,5 года

  • ребёнок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
  • в его речи полностью  отсутствуют союзы и местоимения;
  • он не повторяет за Вами слова;
  • Вы совсем не понимаете его речь (при этом искажённое произношение шипящих и звонких согласных (р,л) звуков является нормой);

Если в 4 года

  • у ребёнка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000слов);
  • не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствует связная речь, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

Если в 5 – 6 лет

  • всё ещё проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
  • ребёнок не способен описать своими словами сюжет на картинке;
  • допускает грубые ошибки при построение предложений (при этом допускает ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

 

Всё это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель – дефектолог в учреждении дошкольного образования или логопед в поликлинике.

свернуть

Развитие слухового внимания

Искажения звуков и слов часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные игры. Очень полезно слушать музыку, а старшим ребятам аудио - записи сказок, рассказов, стихотворений и т.д.

 
1.     Предложите ребенку помолчать, закрыв глаза, и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из кухни, из ванной (о чем говорит улица, комната?). Дети услышат гудки автомобиля, голоса людей, чириканье воробьев, жужжание мух, тиканье часов, капанье воды из крана, звук закипающего чайника, и т.д.
2.     Положите в банку шарик, в спичечную коробку гвоздики, и издавайте звуки, потряхивая коробочку, банку, разрывая бумагу, стуча карандашом о стакан, и т.д. Потом поверните ребенка спиной и произведите те же звуки. Ребенок по звуку должен назвать, какой это предмет?
3.     Учите ребенка различать силу, высоту голоса.
4.     Покажите ребенку игрушку, например, собачку. Покажите, как собачка лает, когда она находится близко (громко), и как – когда вдали (тихо). Потом произносите «гав-гав», меняя силу голоса, а ребенок угадывает, далеко или близко находится собачка.
5.     Предложите ребенку трех медведей (игрушку или картинку) – большого, среднего, маленького. Расскажите сказку про трех медведей или предложите ему вспомнить ее вместе с вами. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть разной высоты, низкой, средней, высокой. Ребенок должен угадать, какому медведю принадлежит тот или иной голос.
6.     Положите на стол разноцветные кружки из картона.
  «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в этом слове есть звук «б»
 (к, г, м, ш, р или какой – нибудь другой), подними, пожалуйста, красный кружок, если нет – подними зеленый».Произносите слова, выделяя голосом нужный звук.
7.     Можно поиграть в «слова»: «Давай будем придумывать слова, которые начинаются на звук … (называете любой звук), кто придумает больше слов, получит приз!
свернуть

«Артикуляционная и дыхательная гимнастики и их значение для нормализации речевого развития детей с нарушением речи» 

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающим и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. 
            Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением - глубоко ошибочно. 
Дефекты звукопроизношения, возникнув и зацепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. 
           Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, воспитатели, учителя и, конечно, родители. 
             Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. 
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы) .
           Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. 
       При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. 
         Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. 
       Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 


               Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

• Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут
• Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. 
• Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. 
• Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. 
• Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. 
• Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т. д. 
• Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить их на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня. 
Артикуляционные упражнения
(практическая часть) 
«Окошко» - На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто) .
На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто) .
«Заборчик» - Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. 
«Хоботок» - Губы и зубы с напряжением сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. 
«Лопаточка» - Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. 
«Трубочка» - Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. 
«Толстячок» - Надувание обеих щек одновременно. 
- Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка
воздуха из одной щеки в другую) .
«Худышка» - Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах. 
«Причешем язычок» - Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. 
«Часики» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. 
«Качели» - Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 
«Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. 
«Бублик» - Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении до пяти. 
«Лошадка» - Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. 
«Грибок» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка. 
«Гармошка» - Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. 

               Немаловажное значение для правильного и четкого                  звукопроизношения играет дыхание
         Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки, - процесс управляемый. 
             Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным. 
       У детей дошкольного возраста часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания; все это отрицательно сказывается на общем звучании речи. В некоторых случаях, когда создается повышенная нагрузка на неокрепшую детскую нервную систему (стресс, тяжелое соматическое заболевание, форсирование речевого и психического развития ребенка со стороны взрослого и т. д., на фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребенка может возникнуть заикание. 
           Воспитание у ребенка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом. 

   Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики

• Длительность выполнения денных упражнений около 5 минут
• При набирании воздуха через нос, плечи не поднимать. 
• Выдох должен быть длительным и плавным. 
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном
этапе можно прижимать ладонями) .
• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и
стоя. 
• Не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных
упражнений может привести к головокружению.

 
Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов

1. Ребенок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю. 
2. Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт. 
3. Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения) .
4. Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался. 
5. Вдох через рот, выдох через нос. 


Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов 
«Футбол» - Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками. 
«Шторм в стакане» - Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. 
«Бабочка» - Вырежете из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку:
Бабочка-коробочка, 
Полети на облачко, 
Там твои детки –
На березовой ветке! 
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
«Снегопад» - Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку. 

 

свернуть

Логопедические игры по дороге домой

Логопедические игры по дороге домой

Логопедические игры по дороге домой

 

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

 

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

 

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

 

 

Игра "Волшебные очки"

 

Представьте, что у вас есть "волшебные очки" когда их надеваешь, то все вокруг становится (зеленым, синим и. т. д). Посмотри вокруг и скажи какого цвета все стало: красные сапоги, красное дерево, красный забор, красная кошка...). Вариантов игры может быть много

 

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Логопедические игры по дороге домой

Логопедические игры по дороге домой

 

Игра «Отгадай, что это»

 

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

  • Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

  • Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

  • Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

 

 

Игра «Назови лишнее слово»

 

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

 

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

Волк, собака, рысь, лиса, заяц;

 

 

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Логопедические игры по дороге домой

Логопедические игры по дороге домой

 

Игра "Кто, что делает?"

Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову (кошка, воробей, машина, дерево...). Кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит..., машина - едет, гудит, везет грузы...и т.д.

 

 

 

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

 

 

Игра «Цепочка слов»

Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

Пример: сова – апельсин – носок – кот…

Развивайте ребенку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

Логопедические игры по дороге домой

Логопедические игры по дороге домой



Игра «Из чего какое?»

Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.

Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.

 

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

 

 

Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»

 

У медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.

Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз и т.д.»

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.



Логопедические игры по дороге домой

Логопедические игры по дороге домой

 

«Наблюдаем за транспортом»

Посчитайте, сколько автомобилей, автобусов, троллейбусов встретилось вам по дороге. 
Расскажите, какими они бывают? 
Как их можно назвать одним словом? (транспорт). 
Вспомните сколько дверей, колёс у автобуса. 
Какой вид транспорта вы ещё знаете? 
(водный – лодочка, пароход.., воздушный – самолёт….)

 

 

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

«А дома бывают разные…»

Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают? 
Деревянные, кирпичные, одноэтажные, пятиэтажные…, высокие, низкие, красивые и …. 
Вспомните, на каком этаже вы живёте? 
Сколько этажей над вами, под вами? 
Посчитайте сколько окон на вашем этаже, в доме?

 

 

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Логопедические игры по дороге домой

Логопедические игры по дороге домой

 

«Добавь словечко».

Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику.

Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово:

Ом-ом-ом - вот стоит высокий…(дом).

Ома-ома-ома - мы сегодня… (дома).

Ому-ому-ому - мы идем к …(дому). 

Ва-ва-ва - на столе растет… (трава).

 

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

«В магазине»

 

Вместе с ребенком Вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете: 

«Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается перечислить предметы.

«Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.

«А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» «Фрукты» - говорит сын или дочка.

 

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

свернуть

Советы родителям неговорящего ребенка

Советы родителям неговорящего ребенка

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

   10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).

    11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока"

свернуть

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

При подготовке детей к школе необходимо формировать такие качества личности, которые позволят будущему ученику не только успешно учиться, но к жить в новой и не­обычной для него обстановке, общаться с товарищами по классу, учителями. Среди этих качеств особого внимания требуют следующие:любознательность,

  • познавательный интерес,
  • активность,
  • инициативность,
  • достаточно широкий умственный кругозор.

Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без которых он не сможет регулировать свое поведение, ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни.

Совершенно необходим будущему школь­нику тот комплекс качеств, который образует умение учиться; стремление действовать само­стоятельно, умение критически оценивать свою работу, исправлять допущенные "ошибки, умение управлять своими практическими и умственными действиями.

Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности (в учебной деятельности):

  • умение принять доступную учебную задачу, следовать цели, поставленной взрослым;
  • точно выполнять задание без посторонней помощи и контроля со стороны взросло­го;
  • работать длительное время, сосредоточенно, преодолевая трудности, не отвлекаясь;
  • добиваться результатов;                               
  • умение справедливо оценивать свою работу;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • формировать чувство морального удовлетворения от самостоятельно выполненной работы.

                   Успешность обучения детей в начальной школе в значительной мере определяется тем уровнем умственного развития, которого они достигли к концу дошкольного детства.

Ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

  • свою фамилию, имя, отчество;
  • фамилию, имя, отчество своих родителей;
  • профессию родителей;
  • домашний адрес и телефон;
  • страну и город, в котором он живёт;
  • времена года, месяцы, дни недели и их последовательность, основные приметы каждого времени года;
  • домашних и диких животных, их детёнышей;
  • часто встречающиеся виды деревьев, кустарников, цветов;
  • овощи, фрукты, ягоды;
  • основные виды одежды и обуви;
  • виды транспорта.
  • основные геометрические фигуры.
  • уметь перессказывать знакомые сказки и рассказывать стихи
свернуть

Двадцать простых советов логопеда родителям, чтобы ребёнок говорил хорошо!

Двадцать простых советов логопеда родителям, чтобы ребёнок говорил хорошо

 

1.Начнем с Вас

Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

 2. Встреча взглядов

Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

3. Говорите четко

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

 4. То же, но по-разному

Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов ("папа пришел, пришел наш папа", "мячик упал, упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.

 5. Но: не переусердствуйте

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.

 6. Очень важно: хорошее настроение

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.

 7. Все чувства - в союзе с речью

Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.

 8. В основе речи - стремление к общению

Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

 9. Стремимся к разнообразию

Если лепет малыша однообразен, стремитесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мэ-ма-ма, ба-бэ-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.

 10. Уважайте его попытки говорить

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

 11. Учите в игре

Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают, переклички "ав-ав", "мяу-мяу"). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание - побуждаете не Вы, а - ситуация.

 12. Не предупреждайте его желаний

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест - тоже общение, не стоит задерживаться на  этом уровне. Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.

 13. Расширяйте словарь малыша

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, "где ручки, где ножки" (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте :"Где стол?", "Где киса?" и т.д.

 14. Ведите дневник

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже  понимает, какие слова  произносит, в каких ситуациях  - так вы сможете день за днем судить о его успехах.

 15. Развивайте фонематический слух

Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.

 16. Не пренебрегайте звукоподражанием

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа "бух", "ку-ку", "оп", "ав-ав", "на", "дай" и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых  слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.

 17. Читайте, читайте, читайте

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.

18. Пальцы помогают речи

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, "пальчиковой театр", игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.

 19. Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны

Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда прейдет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.

 20. Только Вы!

Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

 

свернуть